Домой   Письмо   Карта сайта   Поиск



Подписаться на рассылку новостей

Ваш E-mail: 


Культура Болгарии


Культура БолгарииКультура Болгарии неразрывно связана с ее извечным стремлением к национальному самоопределению. Образ нации в ее собственных глазах складывался в ходе долгой титанической борьбы с Византией в эпоху Первого Болгарского царства, с Оттоманской империей в период Второго Болгарского царства и с коммунизмом во второй половине XX в.

Период болгарского Национального возрождения в конце XIX в.  стал ярким выражением воодушевления народа, сбросившего наконец с себя тяжкое ярмо. Сегодня трудно переоценить его вклад во все то лучшее, чем представлены болгарское искусство и культура в целом.

Роль церкви

Вероятно, в Болгарии, как ни в какой другой стране мира, церковь является важным символом национального самосознания, фактором не только физической и духовной, но и культурной идентичности народа. В дополнение к функции покровительницы болгарского искусства и ремесел, Болгарская православная церковь выступала также в роли хранительницы значительных, редких, а порой и нелегально изданных книг, что позволило возрожденной Болгарии с освобождением от ига Оттоманской империи вернуться к своим истокам.

Борцы за свободу

Крестьянство никогда не было лидером движения за освобождение от господства оттоманов. В революционные комитеты входили интеллектуалы, поэты, писатели и ученые, которые своими призывами и вдохновляли народные массы на вооруженную борьбу. Наиболее видным участником сопротивления был поэт Иван Вазов (1850-1921). Библиография его произведений включает сборник поэм Эпопея забытых  и роман Под игом , в котором описывается жизнь болгарской деревни в период турецкого владычества, представлена эпическая картина всенародной борьбы с угнетателями. Поэт Христо Данов (его портрет украшает современную банкноту в 50 левов) стал одним из первых публицистов свободной Болгарии, помогал донести тексты на кириллице до широкого читателя. Георги Данчов, заслуживший репутацию классика, - наиболее известный художник периода независимости страны вплоть до Второй мировой войны.

Расцвет искусства в постоттоманский период

В конце XIX - начале XX в. для удовлетворения возросшей тяги к театральному искусству были построены несколько драматических и оперных театров. В 1896 г. для придания официального статуса нарождающимся жанрам была создана Национальная академия искусств. Между тем художественное творчество в значительной мере развивалось в метафизических границах народного восприятия оттоманского   гнета.   Литературные   и   музыкальные произведения были скорее интроспективными, а не экспансивными, обращенными вовнутрь, к исконным болгарским традициям; они редко исследовали влияние более широкого внешнего мира.

Добри Христов (1875-1941), самый выдающийся болгарский композитор XX в., считается родоначальником современной болгарской классической музыки. Уроженец Варны, он в 1903 г. окончил Пражскую консерваторию и затем тесно сотрудничал с Антонином Дворжаком. Христову удавалось создавать произведения болгарской классической музыки с причудливым вплетением в музыкальную канву ритма, строя и каденции традиционных народных мелодий. Другая знаменитость, Эммануил Манолов (1860-1920), написал первую болгарскую оперу Сиромакхиня  .В то же время Панчо Владигеров (1899-1978), сочинявший в русле общей западной традиции, - пожалуй, наиболее известный за пределами страны болгарский композитор этого периода.
Что касается литературы, то грек по происхождению Атанас Далчев (1904- 1978) написал в 20-30-е годы благосклонно принятые читателем романы, а поэтесса и писательница Элисавета Багряна (1893-1991) в тот же период опубликовала лучшие свои работы. Она стала одним из первых авторов, произведения которого были включены в школьную программу и университетский курс литературы. Школьники и студенты и сегодня изучают ее творчество.


Развивалось и изобразительное искусство, от классического до экспериментального, с появлением в Европе импрессионизма, сюрреализма и других нетрадиционных стилей. В авангарде этого движения стояли Антон Митов, сын мастера-иконописца, и Ярослав Прешин.

Еще до окончания Второй мировой войны тяжелая длань советского режима нависла над болгарскими художниками. Знаменитый карикатурист и писатель Райко Алексиев (1893-1944) был забит до смерти неизвестными бандитами сразу после публикации серии антисоветских карикатур. Начало коммунистического правления не предвещало ничего хорошего. Любые проявления западного стиля в литературе и музыке классифицировались как подрывная деятельность. Художникам предстояло либо построиться в шеренгу, либо попасть в немилость, а то и того хуже.

Фольклорная музыка, впрочем, считалась созвучной социалистическим идеалам и поощрялась, что способствовало обогащению балканской классической музыки, в частности, произведениями Добри Христова (см. с. 21). Любомир Пипков был успешным проводником насаждавшегося властями социалистического реализма в музыке, а Филип Кутев славился способностью адаптировать народную музыку к большой сцене, что особо приветствовалось. Только позже, уже в 70-е и 80-е годы, такие молодые композиторы, как Ценко Минкин и Стефан Драгостинов, начали расширять границы дозволенного, экспериментируя с новыми музыкальными формами.

Во времена коммунистического правления членам Союза писателей платили за созданное произведение, только если оно отвечало жестким просоветским критериям и независимо от объема продаж и реальной стоимости. Эти два обстоятельства серьезно влияли на творчество. Критика в любой, в том числе в художественной, форме была наказуема. Поэтесса Блага Димитрова (1922-2003) сначала была обласкана властями, а потом оклеветана, и имя ее предали забвению. Атанас Далчев (1904-1978) в эпоху Живкова предпочел творческое молчание.

Талантливые болгары не желали творить под советским игом и отправлялись в изгнание. Вероятно, наиболее известен из них Георги Марков (1929- 1978). Этот писатель-диссидент работал диктором во Всемирной службе Би-би-си в Лондоне, а однажды на автобусной остановке получил смертельный укол в ногу зонтиком. Наконечник зонта содержал капсулу со смертельной дозой рицина. Спустя три дня Марков умер.

Из других художников можно упомянуть Христо (Джавачефф), родившегося в 1935 г. в Габрово и прославившегося упаковочными  инсталляциями - масштабными проектами, среди которых окружение 11 островов в бухте Бискейн в Майами, США, стенами из алой полистироловой пленки, и Стефана Груева (род.  1922), болгарского политического эмигранта, приобретшего известность благодаря книге Терновый венец , С другой стороны, опека над искусством приносила коммунистическому режиму щедрые дивиденды. Организации театральных трупп и оркестров, поиску одаренной молодежи придавалось не меньшее значение, чем получившим большую известность амбициозным спортивным проектам, породившим целую плеяду звезд большого спорта. Особые успехи были достигнуты в сфере оперного искусства: на сцене блистали Николай Гяуров и сопрано Райна Кабаиванска, занявшие достойное место среди мировых звезд этого высококонкурентного жанра, а также Борис Христов (1914-1993), признанный одним из лучших басов в истории оперного искусства.

Искусство в посткоммунистической Болгарии

С падением коммунизма материальное положение интеллектуалов и художников резко ухудшилось. Государственное финансирование практически прекратилось, в условиях катастрофического экономического спада 90-х годов людям было уже не до высокого искусства. Начался исход из страны талантливых художников, многие из которых уехали в Европу или Соединенные Штаты, включая критика Александра Киосева и писателя Ивальо Дивчева.

Произведения молодых композиторов Ангела Станкова и Иосифа Радинова получили признание и в Болгарии, и на международной арене. Наиболее успешным болгарским писателем начала 90-х годов был Христо Калчев с романом Борцы , разоблачающим болгарскую мафию. Продолжателями болгарской литературной традиции в третьем тысячелетии стали Златомир Златанов и Румен Леонидов, Деян Енев и Алек Попов, поэтесса Кристина Димитрова.

Большой проблемой для писателей и поэтов остается сложность выхода на более широкий рынок, возможность публикации произведений не только на родном языке. Та же проблема не позволяет более широкой читательской аудитории познакомиться с работами этих и других значительных болгарских авторов.

Перепечатка информации только
с письменного разрешения.
c 2006 ЭльмаТур
Разработка SunrayStudio
 
м. Контрактовая пл
Набережно-Крещатицкая 35, оф. 43 Киев 04070
Tел: +38 044 227-85-15
+38 044 599-45-94
+38 098 419-88-88
Факс: +38 044 463-72-77
E-mail: [email protected]
Яндекс.Метрика